Русский ампир имел существенные отличия от европейского. Его характерной чертой было сочетание торжественной, возвышенной приподнятости образов с геометрической правильностью форм и сдержанной красотой лепного декора. Кроме того, ампир в России отражал национальный подъем, воинскую славу и идеи патриотизма времен войны 1812 года.

Архитектура зданий имела строго симметричные торжественные формы. Большое внимание уделялось сочетанию архитектуры с монументальной скульптурой. На фоне сдержанности форм отмечалось проявление военной символики Древнего мира, включающей в себя изображения лавровых венков, двуглавых орлов, доспехов и др. К основным образцам русского ампира относится Исаакиевский кафедральный собор, построенный по проекту молодого архитектора из Франции Огюста Монферана в 1819-58 гг.

Ампир в России существовал в двух вариантах –петербургский и московский. Петербургские архитекторы, в отличие от более консервативных московских зодчих, позволяли себе больше отступать от классических традиций. Петербургский вариант характеризовался большей помпезностью и имперской выразительностью, в нём присутствовало много сюжетов на военную тематику. Среди всех представителей петербургского направления ампира наибольшей известностью пользовался архитектор Карл Росси. Кроме него, заметный след в истории русского ампира оставили такие архитекторы, как Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Осип Бове, Доменико Жилярди, а также скульпторы Иван Мартос и Феодосий Щедрин. Главенствующее место в русской архитектуре принадлежало ампиру до 1830—40 гг.

В середине ХIХ века тема прославления военной мощи практически утратила свою актуальность. На смену ампиру, ставшему к тому времени официальным казенным стилем, пришло эклектическое подражание стилям прошлого.

Случайные статьи